Музей "Эхо старины". Общие сведения - Детский сад общеразвивающего типа №155 Воронеж
РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Музей "Эхо старины"

Никто не учит маленького человека:
 «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
 попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
 Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
 настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
 Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
 Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
 потому, что и человеком его надо воспитать».
  В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труду и его результатам, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Поэтому одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №155» является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Для реализации задач по патриотическому воспитанию был создан этнографический музей. Липина Л.Ф.

 

Свое начало музей получил в 2000 г., а паспортизирован в 2008-м  и стал называться «Эхо старины». Основателем музея является Почетный работник общего образования РФ Липина Людмила Федоровна, имеющая большой опыт педагогической работы по данному направлению.

Музей «Эхо старины» насчитывает более полутора сотен экспонатов, собранных сотрудниками, родителями воспитанников и гостями музея. Основная часть экспонатов являются подлинниками. Постоянно действуют следующие экспозиции:

«Русский стиль»- предметы быта и утварь;

«Немеркнущие краски старины»- народный костюм;

«Ремеслу везде почет» -декоративно-прикладное искусство;

«Живет в народе красота»- народные промыслы России и Воронежского края;

«Веселый хоровод» - народная игрушка;

«Священная память»- Великая Отечественная война.

Дети младшего и среднего возраста посещают музей 2-3 раза в месяц, старшие -3-4 раза. Длительность занятий соответствует возрасту (от 15 до 30 минут). Тематические занятия и экскурсии проводятся по подгруппам-по 10-12 чел.

Содержание занятий основано на краеведческом материале и имеющихся экспозициях, соответствует датам народного календаря и имеет интегрированный характер, т.е. обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В младших группах дети знакомятся с некоторыми предметами быта, их названиями и способами действия с ними. В старших подчеркивается историческая преемственность музейных предметов с современными аналогами. Постепенно приобретенный опыт «общения» с музейными предметами позволяет ребенку самому давать характеристику и оценивать их качества, способы действия и значимость в быту, понимать ретроспективу. Таким образом, осуществляется переход от  общения «ребенок-взрослый как носитель передачи знаний» к диалогу «ребенок- экспонаты как носитель истории и культуры-взрослый как помощник в его освоении».

Музей народного быта- своеобразная машина времени. За считанные минуты дети совместно с музейным педагогом совершают увлекательные путешествия не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить и сравнить события разных времен. Дети испытывают огромную радость, а порой восхищение и восторг от ощущения прикосновения к «старине». В нашем музее можно и нужно брать предметы в руки, рассматривать и манипулировать с ними .Впечатления, полученные от посещения музея, дети закрепляют в играх, продуктивной деятельности, беседах с воспитателями и родителями, на праздниках и развлечениях.

Работа педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ведется целенаправленно и систематически на основе программы «Здравствуй, музей!» ( авторы Липина Л.Ф., педагог доп. образования и Липина Н.П., муз. руководитель).Тематическое единство содержания Программы создает целостное представление у детей о быте и культуре русского народа и героическом прошлом нашего Отечества. У Программы богатое методическое оснащение- видеоматериал, презентации, музыкальный материал, народные музыкальные и подвижные игры.

Основной формой проведения музейных занятий является игра. В практике прочно утвердились игры-путешествия, игры-поиски, игры-фантазии, игры-моделирование. Устный народный фольклор (загадки, пословицы, потешки и др.) присутствуют на каждом занятии. Помимо игровых технологий используются новейшие технологии - занятие-исследование («Как хлеб на стол пришел»), занятие-презентация («Народный костюм»), Урок мужества, Урок доброты др. Ежегодно проводятся патриотические акции и проектная деятельность («Я прошлое в доме своем берегу», « Воронеж-город Воинской Славы») при активном участии родителей. Из современных технических средств обучения применяются интерактивная доска и мультимедийное оборудование.

При условии серьезной и систематической работы всегда ожидает положительный  результат. Немало достижений есть и у нас. Мы являемся Победителями областного конкурса, посвященного 65-летию Победы в ВОВ (среди дошкольных учреждений).В 2014 г. –призеры областного Фестиваля этнографических музеев, посвященный Году культуры. В 2015г. Липина Л.Ф. делилась опытом работы на Международной научно-практической конференции  «ОбразованиеХХ1 век: «Учитель как фактор национальной безопасности». Наши педагоги и воспитанники-победители, лауреаты и дипломанты областных, всероссийских заочных конкурсов в различных номинациях. Опыт работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников печатался в сборниках «Растим патриотов России» и др.

С введением ФГОС дошкольного образования повышаются требования к качеству обучения и воспитания дошкольников. Музейная педагогика выступает эффективным образовательным средством, т.к. объединяет все предметные области и направлена на социально-коммуникативное развитие ребенка, обладает огромным информационным материалом, является мощным стимулом речевого развития художественно-эстетического восприятия детьми  окружающего мира . Хороводные и подвижные  игры способствуют проявлению у детей физических качеств.

События и впечатления детства в силу образности и яркости оставляют эмоциональный след в памяти ребенка. Дети, ради которых создан музей и организована системная работа, получают несомненную пользу. Процесс освоения человеком истории, культуры, традиций своего народа-сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Наличие музея в дошкольном образовательном учреждении делает этот процесс ярким и радостным, дает возможность научить ребенка воспринимать прошлое и красоту настоящего мира, бережно относиться к историческому, художественному и культурному наследию своего народа, стать патриотом своей Родины.